Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи

ГОСТ 28160-89
Группа Г84

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дизели судовые, тепловозные и промышленные

НАСОСЫ ДЛЯ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ

Метод расчета подачи

Marine, locomotive and industrial diesel engines.
Cooling systems pumps. Pumping calculation method



MКC 23.100.10
ОКП 31 2000

Дата введения 1991-01-01

     
     
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР

2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.06.89 N 1760 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 6414-88 "Дизели промышленные, судовые и железнодорожного транспорта. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи" введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта с 01.01.91

3. Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 3046-1 в части исходной теплотворной способности топлива

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2007 г.


Настоящий стандарт распространяется на насосы систем охлаждения судовых, тепловозных и промышленных дизелей (далее - двигателей) и устанавливает метод расчета подачи насосов.

Настоящий стандарт не распространяется на насосы систем охлаждения двигателей, используемых для привода автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, самолетов и мотоциклов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Расчет необходимой подачи насоса проводят при проектировании жидкостной системы охлаждения (далее - первый контур системы охлаждения) двигателя.

1.2 Допускается использовать другие методы расчета подачи насосов.

2. РАСЧЕТ ПОДАЧИ НАСОСА ПЕРВОГО КОНТУРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

2.1. Необходимую подачу насоса первого контура системы охлаждения (ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи) в килограммах в час вычисляют по формуле

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи, (1)


где ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - коэффициент запаса подачи насоса (рекомендуется принимать равным 1,2-1,5);

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - доля тепла, отводимого в охлаждающую жидкость, от общего количества тепла, получаемого при сгорании топлива в двигателе;

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - номинальная мощность двигателя, кВ;

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - удельный расход топлива, г/(Квт ч);

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - низшая теплотворная способность топлива, кДж/кг (принимается равной 42000 кДж/кг);

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - разность температур охлаждающей жидкости на выходе из двигателя и входе (принимается равной 5-15 К, рекомендуется принимать 10 К);

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - удельная теплоемкость охлаждающей жидкости, кДж/(кг·К)

2.2. Расчет значений доли тепла ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи, отводимого в охлаждающую жидкость, проводят:

для изготовленных двигателей - по экспериментальным данным;

для вновь проектируемых - по формуле

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи, (2)


где ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - доля тепла, отводимого в охлаждающую жидкость первого контура условного двигателя, имеющего чугунные втулки и крышки цилиндров, с частотой вращения 100 минГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи при среднем эффективном давлении 0,49 МПа без охлаждения наддувочного воздуха, выпускных коллекторов и турбокомпрессоров охлаждающей жидкостью первого контура - определяется по черт.1 в зависимости от отношения поверхности рабочего цилиндра к его объему:

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи


Черт.1


ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи,


где ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - диаметр цилиндра;

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - ход поршня,

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - коэффициент, учитывающий изменение теплоотдачи в охлаждающую жидкость в зависимости от форсирования двигателя по среднему эффективному давлению ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - определяют по черт.2.

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи


Черт.2


ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - коэффициент, учитывающий изменение теплоотдачи в охлаждающую жидкость в зависимости от частоты вращения двигателя - определяют по черт.3.

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи


Черт.3


ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - алгебраическая сумма поправочных коэффициентов, учитывающих особенности исполнения дизеля и его системы охлаждения, в том числе:

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - доля тепла, учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость двигателя, имеющего тонкостенные стальные втулки и алюминиевые крышки цилиндров, - принимается равной 0,03;

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - доля тепла, учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении наддувочного воздуха жидкостью первого контура, - принимается в зависимости от степени наддува равной 0,03-0,07;

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - доля тепла, учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении выпускных коллекторов жидкостью первого контура, - принимается равной 0,02;

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - доля тепла, учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении охладителя масла жидкостью первого контура, - принимается 0,03-0,05; теплоотдача в охлаждающую жидкость первого контура при охлаждении поршней маслом этой жидкостью увеличивает долю тепла до 0,05-0,08;

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - доля тепла, учитывающая уменьшение теплоотдачи в охлаждающую жидкость первого контура при охлаждении масла охлаждающей жидкостью второго контура, - принимается равной 0,04-0,06;

ГОСТ 28160-89 Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи - доля тепла, учитывающая уменьшение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении жидкости первого контура и двигателя вентилятором, - принимается равной 0,04.