ГОСТ 28160-89
Группа Г84
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дизели судовые, тепловозные и промышленные
НАСОСЫ ДЛЯ СИСТЕМ ОХЛАЖДЕНИЯ
Метод расчета подачи
Marine, locomotive and industrial diesel engines.
Cooling systems pumps. Pumping calculation method
MКC 23.100.10
ОКП 31 2000
Дата введения 1991-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР
2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.06.89 N 1760 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 6414-88 "Дизели промышленные, судовые и железнодорожного транспорта. Насосы для систем охлаждения. Метод расчета подачи" введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта с 01.01.91
3. Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 3046-1 в части исходной теплотворной способности топлива
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2007 г.
Настоящий стандарт распространяется на насосы систем охлаждения судовых, тепловозных и промышленных дизелей (далее - двигателей) и устанавливает метод расчета подачи насосов.
Настоящий стандарт не распространяется на насосы систем охлаждения двигателей, используемых для привода автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, самолетов и мотоциклов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Расчет необходимой подачи насоса проводят при проектировании жидкостной системы охлаждения (далее - первый контур системы охлаждения) двигателя.
1.2 Допускается использовать другие методы расчета подачи насосов.
2. РАСЧЕТ ПОДАЧИ НАСОСА ПЕРВОГО КОНТУРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
2.1. Необходимую подачу насоса первого контура системы охлаждения () в килограммах в час вычисляют по формуле
, (1)
где - коэффициент запаса подачи насоса (рекомендуется принимать равным 1,2-1,5);
- доля тепла, отводимого в охлаждающую жидкость, от общего количества тепла, получаемого при сгорании топлива в двигателе;
- номинальная мощность двигателя, кВ;
- удельный расход топлива, г/(Квт ч);
- низшая теплотворная способность топлива, кДж/кг (принимается равной 42000 кДж/кг);
- разность температур охлаждающей жидкости на выходе из двигателя и входе (принимается равной 5-15 К, рекомендуется принимать 10 К);
- удельная теплоемкость охлаждающей жидкости, кДж/(кг·К)
2.2. Расчет значений доли тепла , отводимого в охлаждающую жидкость, проводят:
для изготовленных двигателей - по экспериментальным данным;
для вновь проектируемых - по формуле
, (2)
где - доля тепла, отводимого в охлаждающую жидкость первого контура условного двигателя, имеющего чугунные втулки и крышки цилиндров, с частотой вращения 100 мин при среднем эффективном давлении 0,49 МПа без охлаждения наддувочного воздуха, выпускных коллекторов и турбокомпрессоров охлаждающей жидкостью первого контура - определяется по черт.1 в зависимости от отношения поверхности рабочего цилиндра к его объему:
Черт.1
,
где - диаметр цилиндра;
- ход поршня,
- коэффициент, учитывающий изменение теплоотдачи в охлаждающую жидкость в зависимости от форсирования двигателя по среднему эффективному давлению - определяют по черт.2.
Черт.2
- коэффициент, учитывающий изменение теплоотдачи в охлаждающую жидкость в зависимости от частоты вращения двигателя - определяют по черт.3.
Черт.3
- алгебраическая сумма поправочных коэффициентов, учитывающих особенности исполнения дизеля и его системы охлаждения, в том числе:
- доля тепла, учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость двигателя, имеющего тонкостенные стальные втулки и алюминиевые крышки цилиндров, - принимается равной 0,03;
- доля тепла, учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении наддувочного воздуха жидкостью первого контура, - принимается в зависимости от степени наддува равной 0,03-0,07;
- доля тепла, учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении выпускных коллекторов жидкостью первого контура, - принимается равной 0,02;
- доля тепла, учитывающая увеличение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении охладителя масла жидкостью первого контура, - принимается 0,03-0,05; теплоотдача в охлаждающую жидкость первого контура при охлаждении поршней маслом этой жидкостью увеличивает долю тепла до 0,05-0,08;
- доля тепла, учитывающая уменьшение теплоотдачи в охлаждающую жидкость первого контура при охлаждении масла охлаждающей жидкостью второго контура, - принимается равной 0,04-0,06;
- доля тепла, учитывающая уменьшение теплоотдачи в охлаждающую жидкость при охлаждении жидкости первого контура и двигателя вентилятором, - принимается равной 0,04.